Мы в соцсетях

Отличные двоечники: что такое комплекс отличника и с чем его едят

Отличные двоечники: что такое комплекс отличника и с чем его едят

Кому нужны отличники?

В наш век развитых технологий и обилия информации людям приходится впрягать в экипаж своей жизни дополнительных лошадей, чтобы все знать и везде успевать. И чем дальше, тем чаще родители, требовательные к себе, ждут успехов и выдающихся результатов и у своего ребенка. Как понять, где сын или дочь действительно просто ленятся, а где определенный предмет просто лежит вне области их врожденных талантов? И всегда ли ребенок становится отличником по доброй воле? И всегда ли полезно быть отличником? Попробуем разобраться.

 

Что вы знаете о детской самооценке?

Самооценка ребенка, несмотря на корень «само-», складывается из отзывов социума о нем: родителей, родственников, воспитателей, учителей… У дошкольника, делящего мир только на «хорошо» и «плохо», самооценка должна быть чуть-чуть завышенной. Впоследствии это поможет ему комфортно адаптироваться к школе и не опускать руки при первых учебных трудностях.

В начальной школе дети придают излишнее значение своим отметкам, и самооценка ребенка находится в прямой зависимости от них. Так что здесь учителям и родителям важно держать себя в руках — как с критикой, так и с излишней похвалой.

Вредные советы

Хотите превратить будущего талантливого художника или музыканта в закомплексованного неудачника? Нет ничего проще! Ругайте ребенка за мелкие промахи в школе, заставляйте его переписывать домашнее задание из-за мелких помарок по несколько раз, водите его на дополнительные занятия, тыкайте носом в каждую оценку ниже «9». В итоге получится вечно сомневающийся человек, не уверенный в своих силах, боящийся браться даже за легкое дело. А в случае успеха школьник будет считать, что ему просто повезло. Позже, во взрослом возрасте, такие люди не умеют ставить цели и добиваться их.

Кто у нас тут самый лучший?

«Перехваленный как пересоленный» — говорят в народе. Что касается похвалы в отношении детей, то тут лучше переборщить, чем «недоборщить». Но если слишком уж перестараться, то можно получить «звездного» ребенка.

Чем это чревато? Школьник с неадекватно высокой самооценкой ставит себя выше одноклассников, и на этой почве в детском коллективе могут возникать конфликты. К тому же, у отличников совсем нет времени на игры и общение со сверстниками, поэтому они могут страдать из-за отсутствия друзей.

Отличными оценками эти дети часто хотят привлечь к себе внимание родителей и «заработать» их любовь и похвалу. Поэтому за «десятку» такие ребята готовы на многое, в том числе на хитрость и манипуляции.

Получается, что ребенок учится хорошо не потому, что ему интересно или он осознает, что это потом поможет ему в жизни. Его реальные внутренние мотивы напрямую не связаны с учебой вообще. Потом из таких школьников-перфекционистов вырастают требовательные к окружающим люди, нетерпимые к недостаткам других, и дотошные начальники, вечно недовольные сотрудниками.

Кроме того, стрессы и постоянное волнение из-за оценок расшатывают нервную систему ребенка.

 

Что делать и кто виноват?

Проанализируйте свои слова и поведение в прошлом. Достаточно ли внимания вы уделяли своему ребенку? Часто ли говорили ему, что любите его? Какое значение придавали отметкам в школе? Сын или дочь должны быть глубоко уверены в вашей безусловной любви к ним, не зависящей от цифр в дневнике.

Забудьте о сравнении своего ребенка с другими детьми. Упреки в стиле «а вот тетимашин Петечка!..» делают только хуже.

Ругать за низкую оценку — плохая идея. Если ваш отличник внезапно принес «двойку» или «тройку», расспросите его, что случилось, в чем была причина и что ему было непонятно.

Режим «Фигаро тут — Фигаро там» подходит не всем. Если ваш ребенок после школы мчится на курсы иностранного, а потом на уроки игры на гитаре, вполне возможно, что скоро ему не захочется вообще ничего. Всестороннее развитие — это здорово, но пусть школьник взвесит свои силы и возможности и решит, что именно он бы сам с удовольствием хотел посещать дополнительно.

Радуйтесь ошибкам. Звучит парадоксально, но это так. Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Страшна не ошибка — плохо не извлечь из нее урок.

 

Легкой и успешной учебы вашим детям!

х

Я хочу выписать журнал "Маленькие художники" за 1 копейку в месяц!

Да, хочу!
Нет (